ПОЗДРАВЛЯЕМ
ПЕТРОВУ АНЮ и ТОКМАКОВУ ОЛЮ,
занявших 1 место на школьной научно-практической конференции «Наука. Творчество. Развитие»
Молодцы!!!
Выступление Оли и Ани
…Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей:
Там ступа с Бабою Ягой
Идет-бредет сама собой…
Введение
Актуальность исследования
В детском саду мы с удовольствием слушали и смотрели сказки о всевозможных чудесах и превращениях, где так великолепно звучит русский язык. Но сейчас среди одноклассников часто слышим имена и названия «заморских» монстров и пришельцев: черепашки Ниндзя, Скуби-Ду, Гарри Поттер, Приведение Каспер… Нам кажется, что ребята забывают имена русских сказочных персонажей. Пройдет какое-то время и вместе со сказками исчезнут и сказочные персонажи. Таким образом, мы можем потерять пусть небольшую, но от этого не менее значимую часть нашей общей культуры.
Изучая и сохраняя сказки, которые достались нам от наших предков, мы тем самым могли бы внести свой посильный вклад в сохранение культуры нашей малой Родины.
Цель исследования: подробно изучить образ Бабы-Яги.
Задачи исследования:
1. В процессе изучения русских народных сказок познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в них.
2. Изучить этимологию имени сказочного персонажа Баба - Яга.
3. Провести опрос среди взрослых и детей на предмет их знания этого сказочного персонажа.
4. Составить Частотный словарь характеристик имен Бабы - Яги.
5. Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.
Объектом исследования являются русские народные сказки.
Предметом исследования выступает процесс изучения русских народных сказок на примере Бабы - Яги.
Оказалось, как и любая дама, наша Баба-Яга требует к себе пристального внимания. Такие русские ученые как А.А. Потебня, академик Б.А. Рыбаков, литературовед В.А. Иванов, А. Аливердиев, М.И. Корнилович, профессор В.Я. Пропп на протяжении нескольких столетий пытаются понять этот образ.
Глава 1. Кто такая Баба - Яга?
На первом этапе исследования мы прочитали русские народные сказки, в которых встречается такой персонаж, как Баба - Яга (Приложение 1).
На втором этапе исследования мы изучали литературу, посвященную изучению русских народных сказок учеными-филологами.
Кто такая Баба - Яга – одна из самых известных и колоритных фигур русского фольклора или неизвестных?
Все с детства знают, кто такая Баба - Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба - Яга выполняет важную роль. Баба-Яга - самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. По самым общим представлениям, это Страшная Старуха, с длинным носом и костяной ногой, которая, в основном, лежит на печи в своей избушке на курьих ножках, или носится над Русью на своей ступе, и имеет очень скверный характер. Хотя, если с ней вежливо поговорить, то она может разжалобиться и даже указать путь и дать заветный клубочек, который доведет до места.
Многие ученые, исследователи пытались угадать, что же скрывается за страшной оболочкой этой Старухи.
Как сообщает нам энциклопедический словарь:
«ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГАБИХА, ЯГАБОВА, ЯГАЯ, ЯГЙНИШНА, ЯГИХА, ЯГИШНА — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма».
Владимир Даль (1801-1872) в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
Яга живет в глухом лесу, вне обычной сферы жизни человека. Яга может быть слепой на один глаз. Она оборачивается змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами.
Образ бабы-яги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В.Я.Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п. Второй тип — яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Третий тип — яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, вырезающая у них из спины ремень и т. п.
В сказочных сюжетах яга-баба — своеобразный проводник в иной мир; она испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания выдерживает.
Баба - первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба - бабушка», «дед-дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее детородную немощь, на определенный жизненный опыт.
По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы" и от „бабая". БАБАЙКА — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.
Часто ягой названы персонажи совсем других категорий (например, мачеха). С другой стороны, типичная яга названа просто в роли старушки, бабушки задворенки. Иногда в роли яги выступают животные (медведь) или старик и т.д.
По М. Фасмеру: «яга" - шкура жеребенка, «ягарма» - наглая, сварливая баба, «ягать» - кричать, шуметь.
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом.
Как отмечает В. А. Иванов в "Мифах языческой Руси":
«БАБА - ЯГА — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе - Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами».
Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.
Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом.
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках; при этом не только ее вид, но и сам образ жизни противоестественны и противопоставлены человеческим.
Так, например, она «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку лижет».
Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засовов - ноги, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
Внешность Бабы-Яги практически нигде не описывается. Она всегда в действии - летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная, сильная и волевая. Она имеет хороший и здоровый аппетит: "кушает за десятерых".
Проведя анализ литературы, мы пришли к выводу, что Баба - Яга это:
- старуха, наделённая магической силой, ведунья, ведьма, лесная старуха-волшебница, воительницы и похитительницы;
- нечистая сила женского пола, воровка детей, злой дух, сказочное страшилище, страшная богиня смерти, губящая тела и души людей;
- в большинстве поверий Баба-Яга весьма напоминала колдунью, ведьму, а также лесных и стихийных духов (лешуху, русалку) и духов, обитающих в избе и связанных с прядением (кикимору).
Нам стало интересно, так же ли воспринимают Бабу - Ягу взрослые и дети. Для этого мы решили провести анкетирование и выяснить опытным путем их мнение.
Глава 2. Сколько лет Бабе - Яге?
Возраст Яги точно не установлен: некоторые утверждают, что ей около 700 лет, другие говорят - больше. Мы решили выяснить, сколько же лет этой героине по мнению опрашиваемых.
Третий этап исследования – это практическая часть исследования, в которой мы разработали подробный план:
- Составили вопросы для анкетирования детей и взрослых.
- Анкетирование мы решили провести среди учащихся 1 Б класса и их родителей.
- Анкетирование проводилось в 2 этапа:
1 этап – опрос детей;
2 этап – опрос взрослых.
Общее число опрошенных составило 20 человек (они были разделены на две группы – 10 детей и 10 взрослых). Возраст опрашиваемых:
1 группа – дети от 6 до 8 лет;
2 группа – взрослые от 22 до 63 лет.
На четвертом этапе исследования после проведения и обработки анкет, мы составили Частотный словарь взрослых и детей. В нем мы посчитали частоту употребления характеристик Бабы - Яги в восприятии обеих групп.
Таблица 1. Частотный словарь взрослых
№ п/п |
Слова |
Количество |
1. |
Сказочный персонаж |
2 |
2. |
Старая, злая бабка |
2 |
3. |
Ведьма, колдунья |
3 |
4. |
Женщина-ягодка |
1 |
5. |
Смешная старушка |
2 |
Таблица 2. Частотный словарь детей
№ п/п |
Слова |
Количество |
1. |
Героиня сказок |
3 |
2. |
Злая старуха |
3 |
3. |
Ведьма, колдунья |
4 |
На пятом этапе исследования мы выяснили возраст Бабы - Яги по мнению опрашиваемых. Обработав анкеты, данные мы занесли в таблицу и составили диаграммы.
В таблице наглядно видно, что взрослые оценивают Бабу - Ягу намного старше, чем дети.
Таблица 3. Восприятие возраста Бабы - Яги взрослыми и детьми
№ респондента |
Взрослые |
Дети |
1 |
20 |
70 |
2 |
100 |
73 |
3 |
100 |
300 |
4 |
100 тысяч |
300 |
5 |
79 |
300 |
6 |
100 |
300 |
7 |
300 |
118 |
8 |
89 |
150 |
9 |
99 |
58 |
10 |
500 |
100 |
Среднее значение |
1000 |
176 |
Выводы:
1. Из анализа научной и художественной литературы мы выяснили, что Баба - Яга это:
- старуха, наделённая магической силой, ведунья, ведьма, лесная старуха-волшебница, воительницы и похитительницы;
- нечистая сила женского пола, воровка детей, злой дух, сказочное страшилище, страшная богиня смерти, губящая тела и души людей;
- в большинстве поверий Баба-Яга весьма напоминала колдунью, ведьму, а также лесных и стихийных духов (лешуху, русалку) и духов, обитающих в избе и связанных с прядением (кикимору).
2. Провели анкетирование, обработали данные и составили частотные словари взрослых и детей. Выяснили, что число повторений у детей выше, чем у взрослых (дети: 3 –героиня сказок, 3 –злая старуха, 4 –ведьма, колдунья; взрослые: 2 –сказочный персонаж, 2 –старая, злая бабка, 3 – ведьма, колдунья, 1- смешная старушка, 1- женщина-ягодка)
3. Путем анкетирования мы выяснили возраст Бабы - Яги. Взрослые оценивают Бабу - Ягу намного старше, чем дети. Количество повторений у них разное.
4. Выяснили, что средний возраст Бабы - Яги в восприятии взрослых составляет 1000 лет, а в восприятии детей – 176 лет.
5. Задачи, поставленные в своем исследовании, нами выполнены.
Заключение
«Узнаю тайны – и был таков» - по принципу поэта хочется действовать после знакомства с героиней исследования, Бабой-Ягой.
Если в начале работы стояла цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». А имена известных литературоведов и ученых, которые в свое время уделили ей столько внимания, спорили, доказывали, искали корни происхождения, заставили уважительно отнестись к нашей знакомой. Хотя по–прежнему к Бабе–Яге хочется относиться с детской наивностью. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, добра. Последнее время у Бабы - Яги находят всё больше положительных черт и даже называют её хранительницей домашнего очага. Возможно, взрослым людям тоже очень хочется верить в сказки, в которых всегда побеждает добро, тем более, если для этого даже плохие герои становятся хорошими.
Приложение 1
Список сказок
|
|
Приложение 2
АНКЕТА
- Возраст __________________________
- Пол - мужской - женский
- Кто такая Баба Яга? _____________________________________
_______________________________________________________________________
- Сколько лет Бабе Яге? __________________________________
Список литературы
- В. Даль. Толковый живого великорусского языка, т. 2, 784 с.
- Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
- Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка, т. 1. – М., – 1494 с.
4. В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996. С. 53.
5. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская литература, 1992
http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению народных сказок
http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах